#15. ‘Eisen’ – Bertolt Brecht (1898 – 1956)

Eisen (Железо)

Im Traum (во сне: der Traum) heute (сегодня) nacht (ночью)
Sah
(увидел: sehen-sah-gesehen) ich (я) einen großen (большой) Sturm (ураган: der Sturm).
Ins
(в) Baugerüst (строительные леса: das Baugerüst) griff (хватался: greifen-griff-gegriffen) er (он)
Den Bauschragen
(строительные козлы: der Bauschragen, ед.ч., м.р.) riß (сорвал: reißen-riß-gerissen) er (он)
Den Eisernen
(железные), abwärts (вниз).
Doch
(всё же) was (те, которые) da (там) aus (из) Holz (дерева: das Holz) war (были)
Bog sich
(погнулись: sich biegen-bog sich-sich gebogen) und (и) blieb (остались: bleiben-blieb-geblieben).

Eisen
Im Traum heute nacht
Sah ich einen großen Sturm.
Ins Baugerüst griff er
Den Bauschragen riß er
Den Eisernen, abwärts.
Doch was da aus Holz war
Bog sich und blieb.

Железо
Перевод Святослава Городецкого

Во сне сегодня ночью
Видел я, как ураган,
Строенья из железа
Рвал и метал
И с ветром уносил.
А что из дерева там было,
Гнулось, но оставалось.

220px-Bertolt-Brecht

Брехт (Brecht) Бертольд (настоящее имя Ойген Бертхольд, впоследствии взял имя Берт, затем Бертольд) (1898, Аугсбург – 1956, Берлин), немецкий драматург, поэт, теоретик театра, режиссёр. Сын директора фабрики, рано порвал со своей состоятельной семьёй. Изучал литературу и философию, а также медицину, продолжил обучение после 1-й мировой войны. Стал известен как поэт после публикации антивоенного стихотворения «Легенда о мёртвом солдате» (1918). Автор эпатирующих пьес, вызывавших театральные скандалы. Близкий к леворадикальным кругам и рабочему движению, Брехт выступает за пересмотр оснований современного театра и создаёт собственную теорию эпического театра.

Характерна для Брехта работа в соавторстве, часто с композиторами, и возрождение средневекового жанра «обучающих», или поучительных, пьес, используемых для нужд агитационно-пропагандистского театра, предназначенного для обучения пролетариата.

В 1933 г. эмигрирует, живёт в Праге, Вене, Париже, затем в Швейцарии, позднее переезжает в Скандинавию, а в 1941 г. через весь Советский Союз в США и проводит в эмиграции 15 лет. Вместе с немецкими писателями-эмигрантами В. Бределем и Л. Фейхтвангером издавал антифашистский литературный журнал «Ворт» («Слово»), выходивший в Москве.

Вернувшись из США в советскую оккупационную зону и затем в ГДР, возглавил новый театр «Берлинер ансамбль», пользовавшийся мировой известностью.

Тэги:

Оставьте комментарий